От чего мы радуемся на Пасху? О пасхальной радости
В подражание Женам Мироносицам, в пасхальную ночь, мы идем крестным ходом вокруг храма. Как и они, мы идем в темноте. Они шли в смятении и слезах: они слышали как их любимый Христос обещал воскреснуть, но происходившая накануне казнь и смерть на кресте так очевидно свидетельствовали о другом. И мы, еще постимся, но уже наполняемся тихим ощущением грядущего праздника. И они придя ко гробу, увидели Ангела, возвестившего им весть о воскресении Христовом. А когда уже спешили рассказать об этом апостолам, то «Иисус встретил их и сказал: радуйтесь!» (Мф. 28, 9).
С этого момента начинается праздник Пасхи. Ведь когда возвещается «Христос воскресе!», мы уже преисполнены радостью от этого пасхального приветствия. Душа наша уже ликует, хотя умом мы все знаем, что в конкретный день календаря наступит Пасха, мы этот день ждали весь Великий пост. Что здесь неожиданного и не привычного? Отчего наша душа так ликует в этот день? Что она празднует?
Об этом торжественно и радостно поется на пасхальной утрени, особенно на пасхальном каноне, составленном преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Он поется, когда мы входим в храм после торжественного провозглашения «Христос воскресе!». В это время, уже охваченные пасхальной радостью, мы не слышим всех слов этого удивительного канона, но тем не менее он ярко и глубоко раскрывает нам содержание нашей радости.
Достаточно только вспомнить, что еще вчера Иисус Христос висел на кресте, зло восторжествовало, Тот кто говорил, что пришел спасти от смерти (ср. Ин. 8, 51), Сам умер.
И вот ученики Христовы слышат, что Он жив, видят Его и разговаривают с Ним после Воскресения. Праздник Пасхи начинается с радости о воскресшем Христе.
Эта радость становится торжеством неба и земли, и даже преисподней: «Ныне, – поется в пасхальном каноне, – вся исполнишася света: небо же и земля, и преисподняя. Да празднует убо вся тварь востание Христово». И снова песнотворец призывает нас к всемирной Литургии (греч. «общее дело»): «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное»! Так душа не может остаться в стороне от этого всеобщего ликования.
Но душа, в первую очередь, ликует потому что праздник Пасхи – это праздник ее воскресения.
Воскресение Христово не только праздник для апостолов, для тех, кто любил Его. Это событие обращено к каждому из нас. Потому что Он живет вечно, значит и я буду жить вечно. Уже с первых строчек пасхального канона Церковь восклицает: «Воскресения день, просветимся людие»! Мы, после грехопадения Прародителей унаследовавшие от них смерть и болезнь, некогда сидели во тьме и тени смертной (ср. Лк. 1, 79), ныне празднуем «Пасху Божию Спасительную», «праздников праздник и торжество есть торжеств»! Потому что «поглощена смерть победою» (1 Кор. 15, 54). И эта победа над смертью есть главное содержание Пасхи. Сын Божий не только совершал чудеса и призывал соблюдать заповеди Божии, но Он Сам пошел на Крест и уничтожил смерть, поправ ее собственной смертью.
Теперь Он – наша Пасха (ср. 1 Кор. 5, 7), Он есть Переход от смерти к жизни. В Ветхом Завете иудеи праздновали пасху как воспоминание спасительных для израильского народа дней исхода из египетского плена (слово «Пасха» по-еврейски означает «переход»). А сегодня мы поем от того, что «от смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе». «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Он «плотию уснув», «во гроб снизшел» и «даде нам живот вечный». Это означает, что смерти для верующего во Христа больше нет. «Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4, 14). С момента воскресения Иисуса Христа для людей начинается новая жизнь – жизнь, в которой нет места для смерти. Как поем мы на Пасху: «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало»!
Христос воскрес и теперь всякий верующий в Него и соблюдающий Его заповеди, с Ним совершает переход от смерти в жизнь (ср. Ин. 5, 24). Мы приобщились Его воскресению, когда крестились во имя Его, мы приобщаемся Его воскресению, когда живем по Евангелию, когда приобщаемся Его Телу и Крови, когда всю свою надежду возлагаем на Него, другими словами, когда здесь, на земле, совершается наша жизнь во Христе. Потому и призывает прп. Иоанн в конце канона: «подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего», чтобы никаким образом не отпасть от Его благодати и Его замысла о нас пребывать в жизни вечной.
Но прежде, призывает Церковь, «очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения», т. е. очистим чувство духовного зрения, приготовим себя духовно и телесно к этому торжеству, к принятию этой радостной вести. Потому мы и постились накануне Пасхи, от того и «веселыми ногами» возвещаем пасхальную весть, ибо знаем, что живем еще на земле, в мире скорбей и искушений, но и знаем также, что не ложно слово Господне, обещавшее с нами быть «до скончания века» (Мф. 28, 20) и мы с Ним будем: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе; сраспинахся Тебе вчера: Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем».
От того наша душа радуется, что праздник Пасхи ей напоминает о том бессмертии, которое может привести в Царствие Христово, если человек будет жить церковной жизнью, ориентированной на Христа и евангельские заповеди. Тем более, что ежегодная пасхальная радость, как и радость от причащения Тела и Крови Господней каждый раз уверяют нашу душу, что воистину Христос воскрес, Он жив и пребывает в Церкви до сих пор.
свящ. Роман Колесников,
Пасха Христова 2019 года