Следующий на нашем пути – монастырь Эсфигмен
Паломничество только начинается
Утро, как принято на Афоне, все паломники встречают на богослужении. Здесь утренняя служба начинается в 4 часа утра или около того. В монастырях паломников не будят и разрешают отдохнуть еще чуть-чуть. В сербском монастыре архондаричий начинает обходить гостиницу уже к 6 часам. Ведь в 7 начнется Литургия.
Нам повезло – мы посетили Хилендар под воскресенье, поэтому нас ожидало праздничное воскресное богослужение. Чтобы понять его красоту, нужно просто присутствовать на службе, молиться и наблюдать за происходящим в храме. У монахов своя размеренная жизнь, без суеты и спешки. Они только молятся и трудятся. Некуда спешить, ведь самое главное в своей жизни они уже успели: пришли сюда и посвятили себя служению Господу.
Распорядок дня в каждом монастыре примерно одинаковый: утром служба, потом трапеза, на которой читается Житие святого или святоотеческое поучение. А потом братия монастыря расходятся по кельям для отдыха. Через какое-то время они уже будут делать каждый свое дело, неся монастырское послушание. И так до вечера, до вечернего богослужения. Кстати, кушают на Афоне два раза в день. Таков афонский устав.
Не исключением является и сербский монастырь. После службы, которая закончилась примерно в 9 часов утра, мы потрапезничали. Братия разошлась по кельям, монастырь опустел, а мы начали собираться в путь-дорогу. Ведь наше паломничество только началось и так много еще предстоит успеть посетить и увидеть!
Монастырь Эсфигмен
По нашему маршруту сегодня предстояло посетить несколько мест и дойти до монастыря Ватопед. Здесь мы должны переночевать. Но впереди 12 километров. Времени не так уж много, хотя и не хочется покидать полюбившийся уже сербский монастырь.
Отправившись в путь по очень красивой дорожке, мы вскоре дошли до греческого монастыря Эсфигмен. О нем всегда приятно вспоминать, не смотря на то, что, к сожалению, молиться в нем нельзя. Но обо всем по порядку.
История обители начинается с 11 века, хотя есть предание, что здесь уже монастырь стоял в 5 столетии. Правда, первое упоминание в афонских летописях датируется 11 веком, поэтому и мы будем исходить из этой даты. Неизвестно кто основал монастырь, но знаем, что свое название “Эсфигмен” обитель получила за строгий устав подвижнической жизни (“эсфигмен” значит “туго завязанный пояс”). Монастырь славился строгостью устава. Да и братия здесь была не простая.
В 13 веке здесь игуменствовал сам святитель Григорий Палама, будущий епископ г. Салоники. Он известен в православном мире как глубокий богослов, который сформулировал учение об обожении в полемике с Варлаамом Калабрийским. Он настолько известен и его учение значимо, что каждый год во Второе воскресенье Великого поста отмечается его память во всей Православной Церкви.
Но для нас Эсфигмен дорог тем, что именно здесь принял монашеский постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Видео, которое вы увидите о монастыре Эсфигмен, как раз снималось нами с места подвигов преподобного Антония. Его келья находится рядом с монастырем. Сейчас здесь построен храм и здесь периодически совершается молитва (кстати, не только русскими паломниками – в храме много богослужебных текстов на древнегреческом языке). Именно отсюда, св. Антоний, так мечтавший о монашеской жизни на Афоне, получил послушание от своего старца идти к себе на Родину и просвещать местное население светом слова Евангелия. Киево-Печерская Лавра, им основанная, всегда жила по афонскому уставу. Так преподобный телесно находясь в Киеве, духовно пребывал на Афоне.
Современная история монастыря
Но в наше время монастырь духовно отмеживался от всех православных людей, обвиняя нашу Церковь в ереси экуменизма. Трагедия раскола здесь началась в 1972 году, когда братия монастыря прекратила за богослужением поминать Вселенского патриарха, обвинив его в связях с католиками. С тех пор, монахи Эсфигмена с нами не молятся и нам запрещают это делать с ними. Когда я бываю в паломничестве на Афоне и захожу в монастырь Эсфигмен, мне всегда напоминают правило поведения в монастыре для священнослужителя: с нами не молиться и в храм не заходить.
Тем не менее нужно сказать, что они не злостные раскольники, так сказать, не наглые. От них не веет надменностью, свойственной всем раскольникам. Сами гнушаются молиться с нами, но всегда исполнят добродетель гостеприимства – дадут поесть и приютят на ночь.
Впрочем, сами своими глазами посмотрите на монастырь Эсфигмен.
P.S. О ближайших наших поездках смотрите здесь.
P.S.S. Подробнее о наших афонских маршрутах смотрите здесь и здесь.
P.S.S.S. Больше видео с поездок смотрите на нашем YouTube канале.